Работа над композицией
Работа
над композицией начинается с претворения в жизнь идеи светописного
произведения. Фотограф определяет границы кадра, уточняет площадь
живописного пространства, заполняет ее фигурами и предметами, выбирает
точку съемки. Ему также предстоит найти соответствующее освещение
и уточнить контраст светотени на отдельных участках изображения.
Кроме того, надо установить соотношение отдельных элементов с общей
площадью кадра и пропорции предметов и фигур в глубине пространства.
Это связано с подбором объектива, определением характера перспективы
в целом.
Если
говорить только о фотографическом портрете, то композицию следует
понимать как выражение своего отношения к модели, как осмысленное
размещение фигуры в кадре.
С
момента появления модели перед объективом все стадии съемочного
процесса представляют собой сплошную цепь действий, имеющих композиционное
значение,— это постановка фигуры, направление взгляда и жеста, световое
и тональное решение. Сюда относится также решение фона и выбор мебели.
От технических средств в немалой степени зависит решение ряда композиционных
проблем. Характер рисунка объектива, его мягкость и особенности
спада резкости являются важным фактором линейной композиции. Степень
контраста негативного и позитивного материала, как и технология
их обработки, влияет на тональную композицию.
Композицию
портрета невозможно предусмотреть заранее. Она определяется только
в результате наблюдений за моделью, после того как фотограф создаст
себе представление об образе портретируемого, уяснит главные черты
его характера. В композиции не должно быть шаблонов.
Фотограф,
знающий несколько стандартных поз и подгоняющий всех портретируемых
под эти композиционные шаблоны, останется ремесленником и никогда
не выйдет на широкий творческий путь. Ни изощрения в освещении,
ни умелое владение техникой не могут компенсировать отсутствующую
в портрете увязку позы с психологической характеристикой человека.
|