Иллюзия движения
Иллюзию
движения в портрете нельзя решить отдельными формальными приемами.
Диагональное построение, экспрессия света, пятнистость фона и т.
д.— все эти приемы могут лишь усилить впечатление о движении, если
в лице ощущается осмысленность.
Следует
отметить, что любое композиционное построение снимка вне зависимости
от его жанра берет начало от двух конструктивных факторов — ритма
и симметрии.
«Симметрия
есть зеркальное соответствие расположенных вокруг средней оси частей
какого-либо образования. Ритм — это большая или меньшая повторяемость
какого-либо мотива через некоторые интервалы.
Симметрию
характеризует спокойное равновесие элементов, ритму свойственно
движение, которое может быть продлено до бесконечности.
Симметрия
ясно сказывается в построении лепестков цветка. Ритмическое начало
— в расположении на стебле листьев, которые следуют друг за другом
через известные промежутки».
Под
симметрией в портрете мы понимаем соответствие интервалов линейных
величин по обе стороны от горизонтальной или вертикальной оси лица
или фигуры в положении фас. В этом случае чередование и повторяемость
элементов и интервалов между ними составят четкую систему их соотношений,
которые мы называем ритмом расстояния.
Если
же лицо изменит положение перед объективом и нарушится его симметрия,
а к этому почти всегда стремится фотограф, то изменяются и ритмы
линейных величин лица и фигуры.
|